История предприятия

В начале Великой Отечественной Войны приказом Наркома СССР от 21 июля 1941 года из числа работников Ленинградского НИИ № 9 и завода № 327 на базе эвакуированного в Красноярск оборудования был образован Красноярский филиал завода №327.

Основное техническое направление завода в военные годы – комплексная самолётно – наземная радионавигационная аппаратура. В этой области завод обладал сильными техническими кадрами и был ведущим в масштабе Союза. Одно из изделий завода радиомаяк устанавливался на аэродромах прифронтовой полосы, чтобы обеспечивать путь самолётов на Берлин и их возврат после выполнения боевого задания. Эта информация долго была секретной и только в 1994 году о ней стало известно всему миру.

Впоследствии завод получил новые имена - Почтовый Ящик номер Первый, Красноярский радиотехнический завод, ФГУП «НПП «Радиосвязь», ОАО «НПП «Радиосвязь», АО «НПП «Радиосвязь».

Продукция с маркой предприятия АО «НПП «Радиосвязь» известна далеко за пределами России. Приводные, аэродромные радиостанции, мощные радиомаяки, станции УКВ-ЧМ-вещания, телевизионные передатчики, радиостанции тропосферной и спутниковой связи, навигационная аппаратура – вот далеко не полный перечень изделий, выпускаемых трудовым коллективом.

За заслуги в укреплении обороноспособности страны и развитие отечественной радио­электронной промышленности 2064 работника предприятия отмечены Ленинскими, Государственными премиями СССР, а также Премиями РФ и Правительства РФ.

 

1941-1945

15 августа 1941 года в Красноярск прибыл из Ленинграда эшелон с людьми и оборудованием союзного завода № 327 и НИИ № 9. 16 августа 1941 года был объявлен первый приказ по разгрузке оборудования, этот день стал днем рождения Красноярского филиала союзного завода №327. Необходимо было в кратчайшие сроки восстановить завод и выпускать продукцию для фронта.

Директором завода был назначен Блёскин Алексей Петрович, бывший начальник производства Ленинградского завода №327.

21.06.1941 – 29.10.1941
Директор предприятия
Блёскин Алексей Петрович

На заводе был создан отдел главного конструктора, в котором проводились научно–исследовательские работы по созданию новых образцов военной техники. В годы войны в Красноярском филиале завода №327 работали такие учёные, как Н. П. Богородицкий, А. А. Савельев, А. А. Расплетин, Я. Н. Фельд, М. А. Спицын, Н. М. Зверев. Все они были руководителями опытных лабораторий по разработке новых образцов военной техники, став затем светилами отечественной радиотехники, авторами многих учебников для студентов.

Н. П. Богородицкий

А. А. Савельев

А. А. Расплетин

М. А. Спицын

Учёный Яков Наумович Фельд работал на Красноярском филиале завода №327 с 1941 по 1946 гг.

На заводе он был ведущим руководителем опытных лабораторий по разработке новых образцов военной техники.

В будущем он стал светилом отечественной радиотехники, профессором, доктором технических наук, дважды лауреатом Государственной премии СССР, лауреатом премии А. С. Попова АН СССР, автором многих учебников для студентов.

В наше время опубликована электронная версия сборника «Яков Наумович Фельд», содержащая его «Краткую биографию», «Воспоминания», «Полное собрание статей» (электродинамика, дифракция, антенны), «Лекции» и «Библиография».

Сборник находится по адресу http://cplire.ru/rus/Feld-book.pdf

За годы Великой Отечественной войны завод дал стране военной продукции на 77 млн. руб.

Но главное дело, которое было поручено в 1942 году заводу Государственным комитетом обороны, – создание радионавигационного маяка под шифром «Колба», предназначенного для вождения по секретным курсам и слепой посадки самолетов из США по воздушной линии трассы Аляска - Сибирь (Аляска, Чукотка, Колыма, Якутия, Красноярск).

«Колба» - рамочные гониометрические радиомаяки.

Главное дело, которое было поручено в 1942 году заводу Государственным комитетом обороны, – создание радионавигационных маяков, предназначенных для вождения по секретным курсам и слепой посадки самолетов, благодаря которым за оставшиеся три года войны на территорию СССР практически без потерь поступило 7 902 американских самолета, перевезено 18 753 тонны оборонных грузов и 128 371 пассажиров.

Эту задачу должен был выполнить разработанный еще в 1939 году инженерами–конструкторами И. К. Садовниковым и М. М. Зелентом мобильный вариант всенаправленного гониометрического радиомаяка под шифром «Колба».

Руководил созданием радиомаяка на заводе начальник производства Н. М. Зверев (в будущем – главный конструктор НИИ №188 и предприятия п/я93 в Ленинграде, лауреат Сталинской премии).

Радиомаяк «Колба» состоял сначала из двух машин, а потом из четырех.

Центральная мачта ненаправленного излучения была высотой 31,5 метра, что давало возможность увеличить дальность действия до 500 км.

За годы войны заводом было выпущено 27 радиомаяков «Колба».

Сопровождали самолеты в основном опытные летчики, но сложный рельеф местности и другие сложные обстоятельства (тундра, глухая тайга, полярная ночь и морозы до 60 градусов, карты с погрешностями, отсутствие промежуточных аэродромов) привели к тяжелым потерям: за первые шесть месяцев 1942 года были потеряно 58 американских самолетов (81 за всю войну).

Поэтому на заводе срочно приступили к выпуску радиомаяков «Колба» для слепой посадки самолетов, благодаря которым за оставшиеся три года войны на территорию СССР практически без потерь поступило 7 902 американских самолета, перевезено 18 753 тонны оборонных грузов и 128 371 пассажиров.

Цеховой стенд испытаний узлов изделия Колба 

Из Красноярска боевые американские самолеты, пилотируемые лучшими летчиками отправлялись на фронт, а следом за ними по железной дороге следовали и радиомаяки «Колба», которые устанавливались на аэродромах прифронтовой полосы, чтобы обеспечивать путь крылатых машин на Берлин и их возврат после выполнения боевого задания.

В начале 1946 года перегоночная трасса Аляска – Сибирь прекратила свою деятельность.

Но впоследствии осталась разветвлённая сеть хорошо оборудованных аэродромов с полным комплектом наземных радионавигационных средств.

В память об этой легендарной странице из истории второй Мировой войны на Аляске установлен памятник русским и американским летчикам.

Памятник русским и американским
летчикам на Аляске

Эта информация долго была секретной, и только в 1994 году она стала открытой.

Продукция, выпускаемая в годы войны

  • «СПУ» – самолётные переговорные устройства различных типов.
  • «Колба-С», «Колба-Н» – рамочные гониометрические радиомаяки.
  • «Шар-КВ, ДВ», «Шар-КМ, ДМ» - профессиональные приёмные устройства длинных, средних и коротких волн.
  • «Призма-приставка к радиостанции РАФ-Д», для использования ее в качестве радиомаяка, для вождения кораблей по заданному фарватеру.
  • «Круг» - связная вагонная приемопередающая радиостанция.
  • «Эфир» - приемопередающая радиостанция типа РК-6.
  • «Точка» - аппаратура для приема на слух азбуки Морзе.

Самолётное переговорное устройство

Их выпускали до 2000 в месяц (в общей сложности
с 1941 года по 1945 год было изготовлено 24043 СПУ).

Колба на 4х машинах

Проверка аппаратуры Колба

Радиоприёмник «ШАР»

Готовая партия радиоприёмников «ШАР»

Точка

 

1946 - 1969

После войны с производства были сняты основные серийно выпускаемые изделия. В Ленинград переведены специалисты для организации нового института Радионавигации. В то же время было принято решение оставить завод в Красноярске, как основную базу радиотехнической промышленности в крае.

С 1948 года началось освоение производства новой техники: стационарных средневолновых радиомаяков «Ива» и «Акация», с 1950 года – приводной аэродромной радиостанции «ПАР-7» и «ПАР-8», положивших начало целой серии подобных изделий, выпускаемых заводом в течении нескольких десятилетий.

Приводная аэродромная станция ПАР–8

Освоение новых видов техники потребовало расширение технических служб.

В декабре 1949 года на заводе было организовано особое конструкторское бюро (ОКБ), основной задачей которого была разработка новых образцов радионавигационной техники.

Приказом министра от 9 октября 1953 года директором Красноярского Радиотехнического завода был назначен Кабанов Василий Павлович, который более 20 лет отработал в этой должности.

Кабанов Василий Павлович

С 1957 году перед заводом поставлена задача – в кратчайшие сроки подготовить производство и приступить к серийному выпуску изделий серии «Дождь» - радиостанцию высококачественного двух программного вещания на ультракоротких волнах с частотной модуляцией, в 1959 году началось освоение нового изделия «Дождь-2». Первые двенадцать комплектов этой станции были выпущены в 1960 году.

Радиостанция двухпрограммного вещания на УКВ ЧМ

На протяжении нескольких десятилетий эти станциями комплектовались телевизионные центры внутри страны и за рубежом

22 декабря 1959 года Советом Министров СССР было принято постановление о передаче заводу для быстрейшего освоения ряда новых изделий, по своей сложности и трудоёмкости намного превышающих выпускаемые ранее. Необходимо в кратчайшие сроки перевооружить завод, расширить производственные мощности, набрать и обучить большое количество рабочих.

На предприятии были подготовлены производственные мощности по внедрению бортового и наземного комплекса радиоуправления. Освоение началось с БЦВК (Бортовой вычислительный комплекс) и входящих в него приборов С1200, С1089, С1090. Затем были освоены приборы С3012, С3079, С3092, С3014, С3087.

На испытательных стендах ряда заводов и в эксплуатации работали наши приборы ИПС1200. Выпуск приборов для ракетной техники был под особым контролем. Наши приборы обеспечивали работу других трудовых коллективов общей численностью порядка 100000 человек. Только уважение заслуживает коллектив предприятия, когда наряду с изготовлением новых комплектов систем управления порядка 200 штук в год, нашёл в себе силы и технические возможности устранить несовершенство конструкторской документации в части применения агрессивного клея, мастики ЛН и алюминиевого проката в системе охлаждения приборов и отремонтировать необходимое для страны изделие “Дождь-6”.

Эти изделия достойно выполнили свою миссию сдерживания намерений возможного противника и в настоящее время сняты с вооружения. Гарантийные сроки последних выпущенных приборов истекли в 2002-2003 году.

Именно в это время завод получил большой импульс в развитии. Средства не были потрачены зря, коллектив с честью выполнил возложенные на него задачи.

В 1961 году были освоены изделия «Дождь-3», «Дождь-4», в 1965 году изделия «Дождь–5». За освоение и выпуск изделий завод в 1975 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Для сопровождения в производстве изделий новой техники в 1959 году на заводе создаётся специальное конструкторское бюро (СКБ). Начальником был назначен Николай Кириллович Довченко.

В 1960-1965 годах СКБ завода становится крупной научно-исследовательской организацией. Работа велась по трём направлениям: разработка аппаратуры средств связи, радионавигационных систем, освоение и сопровождение новых изделий в серийном производстве.

В СКБ предприятия впервые в стране были начаты разработки станции тропосферной связи типа Р-133, Р-412, серийный выпуск которых начат в 1964-1965 годах.

Станция тропосферной связи Р-133 (Корвет)

Станция тропосферной связи Р-412 (Резонер)

В 1966 году на базе существующего СКБ создаётся конструкторское бюро, на которое было возложено решение важной задачи – разработка новых средств связи.

Начальником КБ назначен Тараненко В.Г., впоследствии кандидат технических наук, лауреат Ленинской премии. Благодаря его глубоким техническим знаниям и высоким организаторским способностям КБ развилось до головной организации в отрасли в части создания многоцелевых систем тропосферной и спутниковой связи.

Тараненко Владимир Григорьевич

Являясь главным конструктором изделий Р-412, Б-40, Б-41, Р-440, с его непосредственным участием были разработаны и реализованы основополагающие схемные и конструктивные решения по приборам и системам связи с применением элементной базы третьего и четвертого поколения, позволяющие создать изделия высокой технологичности. Благодаря его личному участию на заводе был успешно решен вопрос по созданию цеха микроэлектроники на основе последних достижений в области технологий.

Станция тропосферной связи Р-412

Станция спутниковой связи Р440

Освоение станций спутниковой связи началось с разработки изделий Б40, Б41, Б51, стационарного и мобильного варианта, предназначавшихся для оборудования узлов связи воинских частей и пункта управления правительственной связи.

Земные станции спутниковой связи, космические аппараты МО РФ обеспечивают в интересах управления Вооружённых сил и других силовых структур РФ, организацию высококачественных каналов спутниковой связи, устойчиво функционирующих во все периоды военно-политической обстановки, в том числе при интенсивных преднамеренных радиоэлектронных воздействиях на систему спутниковой связи.

 

1970-1999

Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 24.10.1968 предусматривало создание спутниковой системы стратегической связи «Кристалл».

Позднее был сделан вывод о том, что Государственную систему спутниковой связи и систему «Кристалл» следует организационно объединить в Единую Систему Спутниковой Связи (ЕССС), а используемые в них КА максимально унифицировать. Эта система должна была отвечать всем требованиям по спутниковой связи и её разработка была инициирована постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5.04.1972.

ЕССС строилась на основе космических комплексов связи второго поколения с КА 11Ф637 «Молния–3» на высокоэллиптических орбитах и КА «Грань» («Радуга») на геостационарной орбите. Система была принята в 1979 году.

Разработчиком ЕССС был определён КБ прикладной механики Министерства общего машиностроения (в настоящее время ИСС имени академика М. Ф. Решетнёва).

Бортовые ретрансляторы изготавливались в НИИ радиосвязи Министерства радиопромышленности, а периферийные станции для ЕССС серий «Кристалл» и «Легенда» разрабатывались в ПО «Радиотехнический завод» (сейчас АО «НПП «Радиосвязь»).

В 1972 году согласно постановлению Совмина СССР, КБ предприятия приступило к разработке семейства станций спутниковой связи типа Р440, предназначенных для работы в ЕССС–1.

Для изготовления станций Р440–А, Р440–У привлекались заводы – смежники городов Тамбова, Молодечно, Светловодска, Красноярска.

В 1974 году КБ предприятия приступило к разработке семейства мобильных станций спутниковой связи Р440–О, Р440–БД, Р440–БТ.

Станция спутниковой связи Р440-О

Создаваемые наземные и космические комплексы ЕССС обеспечивают возможность организации полносвязных сетей при минимальном количестве технических средств и личного состава подразделений связи, задействованных при чрезвычайных ситуациях.

Для наиболее полного удовлетворения специфических требований, предъявляемых со стороны эксплуатации, основные типы земных станций СМВ и ММВ диапазонов частот создаются на основе единых методов передачи информации, практически при полной унификации приборной основы земных станций и широком типаже их транспортной базы или объектов размещения.

В 1977–1979 годах ведутся работы по модернизации первых спутниковых станций, разработано три типа станций Б40 – мобильная, Б41 – стационарная, Б51 – мобильная.

В сложные перестроечные годы коллектив завода возглавил Геннадий Маркович Рагзин.

Рагзин Геннадий Маркович

Была подготовлена база для начала работ над новым семейством станций спутниковой связи.

К сожалению, в годы реформ и приватизации, в период перехода к рыночной экономике на второй план ушли такие важнейшие государственно–политические задачи, как ставка серийной продукции, выполнение новых ОКР по созданию современных средств связи.

В то время бытовало мнение, что за меньшие деньги можно оснастить зарубежными средствами связи. И как следствие, резко сократились закупки техники, приостановилось финансирование работ.

Чтобы выжить, пришлось пойти на ряд непопулярных мер. Но даже в это время предприятие работало над созданием новых видов образцов средств связи.

Порой месяцами не получая зарплату, коллектив тем не менее поддержал директора и пошёл с ним до конца. В 1998 году под его личную ответственность в альтернативу закупаемым импортным малогабаритным станциям спутниковой связи разрабатывается и серийно производится перевозимая малогабаритная станция спутниковой связи Р439-П.

Станция Р439-П

Благодаря простоте и надёжности она была очень хорошо принята пользователями и фактически стала основным средством связи.

Работы по созданию Единой системы спутниковой связи 2–го этапа (ЕССС–2) были начаты в 1980–х годах. Как и ЕССС–1, эта система предназначалась для обеспечения организации глобальной засекреченной, помехозащищенной телефонно-телеграфной связи и передачи команд управления в интересах различных ведомств.

Главное отличие от ЕССС–1 заключается в значительно повышенной помехоустойчивости каналов связи. Новая концепция построения ЕССС предусматривала существенное повышение пропускной способности, помехозащищенности и помехоустойчивости за счет введения доступа с кодовым разделением сигналов (CDMA) на основе использования псевдослучайной перестройки рабочих частот (ППРЧ) с обработкой сигналов на борту, освоения новых более высокочастотных диапазонов (40/20 ГГц) в дополнение к C– и X– диапазонам, повышения мощности передающих устройств узловых абонентских станций и повышения пространственной селекции за счет бортовых антенн спутников.

Для увеличения эффективности использования каналов и уменьшения энергопотребления абонентских станций, была выбрана схема с использованием CDMA для канала “абонентские станции – КА”, и TDM (уплотнения во времени) в канале “КА – абонентские станции”. Таким образов, принятые на спутнике через многолучевую антенну группы сигналов CDMA демодулируются, маршрутизируются матричным коммутатором по входам мультиплексоров различных лучей и затем уплотняются ими в парциальные зональные потоки. За счет этого удаётся исключить несанкционированный доступ и обеспечить повышенную помехозащищенность радиолинии с применением сигналов ППРЧ и ФМ–ШПС.

В составе ЕССС–2 функционируют также стационарные, подвижные, возимые и носимые земные станции различных звеньев управления «Ливень», «Легенда», «Барьер».

С 2002 года используются станции нового поколения «Ливень–Л», «Легенда–МД», «Белозер», «Центавр», «Кулон» и другие. Их отличают более высокая надежность, простота в эксплуатации и новые перспективные режимы работы. Заканчивается разработка станций спутниковой связи «Ливень-ВМ».

Согласно постановлению Совмина в 1986 году началась разработка семейства многоканальных станций станций спутниковой связи типа: Р441–У, Р441–УС, Р441-О, Р441-ОС, Р441-ОК, Р439, Р439-БК, Р439-К, Р793 с автоматизированной системой управления с использованием новейших достижений науки и техники, современных технологий, материалов и комплектующих изделий, работающих в двух диапазонах, предназначенных для работы в составе единой системы спутниковой связи первого этапа.

В 1998 году приступили к разработке двух диапазонных стационарных и мобильных станций спутниковой связи типа Р441–Л и Р439–МД, предназначенных для работы в ЕССС-2 второго этапа. Новое поколение станций обладали улучшенными характеристиками работы, стало возможным работать на несколько несущих частотах одновременно в двух диапазонах на высокоскоростных линиях, в сети низкоэнергетических станций. Некоторые модификации станций Р439–МД предназначены для работы в движении. Значительная часть приборной основы изготовлена на многослойных печатных платах.

В настоящее время, ЕССС–2 уже не отвечает в полной мере современным требованиям системы управления и возможности улучшения характеристик полностью исчерпаны. Наметилось серьёзное отставание ЕССС–2 от современных спутниковых систем зарубежных стран, в первую очередь по пропускной способности, а также видам и качеству услуг, предоставляемых конечному пользователю.

 

С 2000

С начала 2000 г. начался постепенный переход к системе связи третьего поколения – ИССС.

ИССС (Интегрированная Система Спутниковой Связи) является цифровой системой связи третьего поколения.

В связи с распадом СССР, некоторые из задач, поставленные перед ЕССС–2, не были решены.Так, например, не были созданы специализированные спутники и земные станции миллиметрового диапазона волн.

В то же время, в течение 1990–х годах были разработаны принципы построения интегрированной спутниковой системы связи нового поколения (ИССС).

ИССС, как составная часть Объединенной Автоматизированной Цифровой Системы Связи (ОАЦСС) развивается в сторону создания космических бортовых информационно-транспортных платформ, в которых обеспечивается полная доступность всех стационарных и мобильных пользователей земного сегмента спутниковой сети (на суше, на море, в воздухе).

Эти бортовые платформы должны связываться с территориальными узлами связи ОАЦСС высокоскоростными магистральными каналами связи.

Предусматривается несколько этапов развития системы вплоть до 2019 года.
 

Основные требования к ИССС:

  • Глобальная зона обслуживания, с возможностью концентрацией пропускной способности на территории Российской Федерации и перераспределением пропускной способности на 2–3 региональных участка;
  • Комплексное использование разрешенных P–, C–, X– и Ka– диапазонам (0.2/0.4, 4/6, 7/8, 20/44 ГГц);
  • Возможность использования широкого спектра пропускной способности – от 50 бит/с до 8(34) Мбит/с;
  • Использование методов пакетной передачи информации;
  • Увеличение срока активного существования КА до 15 лет.

Музей

В 1981 году было принято решение о создании музея боевой и трудовой славы, чтобы передать лучшие традиции, трудовой опыт, крепкие нравственные устои от старшего поколения молодёжи.

Первым директором музея стала Веселова Светлана Константиновна – работник КБ, энергичный и увлечённый человек.

Веселова Светлана Константиновна

Первый директор музея
Веселова Светлана
Константиновна

Она провела большую поисковую работу, благо ещё многие ленинградцы и наши ветераны войны были живы.

Много сделала для истории предприятия и Бахова Мария Яковлевна, будучи директором музея с 1993 по 2005 год.

Именно ей принадлежит заслуга в сборе воспоминаний ветеранов труда и подборе фотодокументов для нового музея.

Большую помощь в фондовой работе оказывают и члены Совета ветеранов, сердечная им благодарность за это.

Нам еще только 77, но сегодня появилась возможность немного открыть вчерашние секреты, показать достижения научно–технической мысли, вслух назвать изделия, которые составляли славу отечественной радиотехники, поименно перечислить своих работников, чьи дела отмечены высокими правительственными наградами.

Как сказал русский филосов Н.Фёдоров,  "Музей – есть не только собирание вещей определённого исторического периода жизни, но прежде всего – собор лиц, вписавшихся в эпоху".

Вот поэтому важно, чтобы в современном музее был собран как можно более полно весь документальный материал о производстве и людях, работающих в разное время.

Это представляет интерес не только для самих работников предприятия, но и для молодёжи.

В последние годы стало традицией принимать студентов СФУ радиотехнического факультета и учащихся колледжа радиоэлектроники. Да и новички, пришедшие работать на производство, обязательно знакомятся с историей предприятия через музей.

В 2012 году был открыт стенд в музее в честь работника предприятия, профессора СФУ Кокорина Владимира Ивановича.

Часто здесь проходят заседания Союза машиностроителей.

А для ветеранов всегда проводятся интересные мероприятия с участием народного хора «Родник».

Ну и, конечно, для наших гостей, VIP – персон и Заказчиков – знакомство с предприятием всегда начинается с его истории, ибо музей – это визитная карточка предприятия.

На данный момент директором музея предприятия является Новикова Ольга Петровна.

Директор музея
Новикова Ольга Петровна

Контактный телефон музея: 8(391) 204-12-18